В целом, люди удивительно гибко реагируют на стресс. Тем или иным способом нам удается упорно продолжать жить, выживать и испытывать моменты удовольствия, покоя и удовлетворенности достигнутым. Мы специалисты в решении проблем и преодолении трудностей. Справляемся со стрессом при помощи молитв и религиозных убеждений, других занятий и развлечений, подкрепляющих нашу потребность в радости и взаимосвязи, а также выходя из себя.
При этом, если нашему физиологическому/психологическому равновесию приходится реагировать и адаптироваться сверх меры, то, несмотря на всю его стабильность, оно может быть расстроено и нарушено. Здоровье может быть подорвано жизнью по укоренившимся моделям поведения, усложняющим и увеличивающим постоянный прессинг жизни. В конечном итоге, степень испытываемого нами стресса в значительной степени определяется нашими автоматическими реакциями на встречающиеся стресс-факторы. Автоматические реакции, запускаемые подсознательно, обычно усложняют и усиливают стресс, превращая пустяковую проблему в гораздо худший вариант. Они не дают нам возможности ясно видеть, творчески решать проблемы, эффективно выражать свои эмоции, когда нам необходимо общаться с другими людьми, и в конце концов, они мешают нам обрести душевный покой. Вместо этого, с каждой реакцией мы подвергаем наше внутреннее равновесие гораздо большему напряжению. Жизнь с подсознательной реактивностью значительно увеличивает риск окончательного срыва и болезни.
Внешние стресс-факторы в виде всех факторов – биологических, физических, социальных, экономических и политических, которые оказывают на нас давление и производят изменения в наших телах, жизни и социальном статусе, воздействуют на нас извне.
А изнутри наш разум не только изменяется в ответ на наше восприятие этих внешних факторов, но и вырабатывает собственные реактивные энергии, оказывая на организм дополнительное давление и предъявляя другие требования. Даже наши мысли и чувства могут действовать как изначальные стресс-факторы, если они подрывают наши способности эффективно реагировать. И это верно, даже если мысль или чувство не соответствуют «реальности». Например, простая мысль о неизлечимой болезни может явиться причиной значительного стресса и выбить из колеи, даже если она ошибочна.
Некоторые стресс-факторы воздействуют на нас в течение длительных периодов времени. Это хронические стресс-факторы.
Например, постоянный уход за родственником-инвалидом является формой хронического стресс-фактора. Другие стресс-факторы появляются и исчезают за относительно короткое время. Мы называем их критическими. Установленные сроки сдачи работы или своевременная уплата годового подоходного налога служат примерами такого вида стресс-факторов.
Некоторые стресс-факторы обладают высокой степенью предсказуемости, например налоги. Другие менее прогнозируемы, например несчастные случаи или другие неожиданные происшествия, и требуют немедленного реагирования.
Когда в какие-то моменты вы подвергаетесь стрессу до такой степени, что разум определяет ситуацию как угрозу существованию, будь то угроза вашему физическому состоянию или вашему чувству достоинства, вы обычно реагируете особым образом. Если при переоценке в следующий момент угроза оказывается кратковременной или нейтральной, тогда реакция или не последует, или будет минимальной. Но если стресс-фактор сильно задевает вас на эмоциональном уровне, тогда вы испытываете своего рода автоматическую реакцию тревоги.
Реакция тревоги – способ подготовки тела к принятию оборонительных или наступательных действий. Она может помочь нам защитить себя и сохранить или восстановить контроль в угрожающих ситуациях. Наша нервная система «запрограммирована» действовать именно таким образом в определенных обстоятельствах. Реакция тревоги позволяет нам в угрожающих для жизни ситуациях призвать на помощь всю мощь наших внутренних ресурсов.
Свежие комментарии